На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

360

162 275 подписчиков

Невозможный двигатель. Самолеты получат сердце «Кортежа»

Минпромторг намерен найти способ переделать двигатели от российских автомобилей линейки «Кортеж» в моторы для самолетов. Если исследования окажутся удачными, то через полтора года проект перейдет на стадию опытно-конструкторских работ. А затем отечественные инженеры представят демонстрационный вариант двигателя. Гендиректор ЦИАМ рассказал «360», насколько высок шанс реализовать подобный проект.

Проект носит кодовое название «Адаптация». Им займется Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова. Гендиректор ЦИАМ Михаил Гордин рассказал, что контракт с Минпромторгом уже подписан.

ФГАМ НАМИ вместе с Porsche Engineering разработал линейку модульных двигателей для автомобилей семейства «Кортеж». Самый новый и мощный — четырехтурбинный V12 с системой изменения фаз газораспределения и непосредственным впрыском топлива. Его объем 6,6 литра, мощность — 850 лошадиных сил, а крутящий момент — 1320 ньютонов на метр.

Основной целью «Адаптации» станет поиск конкретных узлов автодвигателя, при замене которых мотор сможет поднять в воздух самолет. Это необходимо, чтобы снизить стоимость дорогих авиадвигателей за счет относительно невысокой себестоимости крупносерийных автомобильных движков.

Проект «Адаптация»

Гендиректор ЦИАМ Михаил Гордин рассказал «360», что шанс превратить автодвигатель в мотор для самолета довольно высок. Такие работы в России проводились и раньше. Предпосылкой для исследований стало создание мотора для «Кортежей».

«Характеристики двигателя таковы, что потенциально из него можно сделать авиационный. Многие агрегаты придется заменить. Просчитать его для применимости в авиации. Но основная предпосылка — создание нового двигателя для „Кортежа“», — пояснил Гордин.

Кроме того, проект могут распространить и на другие создаваемые в России двигатели. Их делают большими сериями, поэтому себестоимость невелика. Авиадвигатели — другое дело: они штучные или мелкосерийные, поэтому дорогие. И если получится разработать грамотную методологию превращения, то можно будет производить относительно дешевые авиадвигатели, что послужит толчком для малой авиации. Тем более, подчеркнул Гордин, в мировой практике примеры есть.

Работы по проекту

По словам директора ЦИАМ, пока такие двигатели хочет производить Уральский завод гражданской авиации. Когда будет заключен договор с компанией, нужно будет создать опытно-конструкторскую разработку (ОКР), на что потребуется два-три года.

«Наши исследовательские работы будут идти до конца следующего года. В рамках этой части мы должны в том числе сделать демонстратор. Чтобы показать, какие работы нужно будет выполнить, если примут решение делать ОКР», — сказал Гордин.

Если к концу 2019 года в ЦИАМ подтвердят возможность такого превращения, то время от разработки двигателя до момента его сертификации может занять два-три года. Но создание ОКР зависит от наличия конкретного заказчика с его требованиями.

«Двигатель, который используется в «Кортеже», это пример.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/10/16421_RIAN_5492215.LR.ru.jpg
Источник фото: РИА «Новости»

Та методология, которую мы будем разрабатывать, будет применима к большинству автодвигателей. А дальше можно будет выбирать из линейки мощности: например, взять двигатель «Кортежа» — их в семействе несколько. Мы просто хотим взять один полностью испытанный и готовый мотор и на нем все отработать», — уточнил Гордин.

В обход мира

Историк авиации Николай Бодрихин скептически отнесся к идее Минпромторга. Эксперт рассказал «360», что превратить автодвигатель в авиационный можно. И наладить серийное производство таких моторов тоже реально. Однако, по его словам, это затратно и трудоемко из-за того, что авиадвигатели — высокооборотные, неэкономичные, изготавливаются из особых материалов.

Авиадвигатели примерно втрое тяжелее и гораздо мощнее автомобильных: несколько тысяч лошадиных сил. К тому же в последнее время предпочтение отдается реактивным двигателям. Если бы такой движок поставили на лимузин Aurus Владимира Путина, он попросту сжег бы следующие за ним машины сопровождения.

«У этих двигателей практически во всем есть принципиальные отличия. Разнятся точность изготовления, емкость „рубашек“ для водяного охлаждения и все остальные нюансы. Для авиадвигателей используются другие технологии. Я понимаю, что они (ЦИАМ — прим. ред.) хотят ими воспользоваться, но это неправильное, с моей точки зрения, решение и ни к чему хорошему не приведет», — добавил Бодрихин.

В беседе с «360» автоэксперт Вячеслав Субботин назвал идею утопической и не имеющей экономического обоснования. Он подтвердил, что двигатели для самолетов и автомобилей слишком сильно различаются по конструкции и компоновке. Моторы работают на других режимах движения, в них протекают разные внутренние процессы. Эксперт подчеркнул, что автодвигатели не подходят для современных летательных аппаратов.

«Такие эксперименты проводились как на заре авиастроения, так и сейчас. Когда строят какой-нибудь самодельный дельтаплан, когда к крылу приспосабливают мотоциклетный мотор и летают. К серьезной авиации это отношения не имеет. В-третьих, это не более чем пиар-акция, чтобы напомнить, что мы сделали двигатель со специалистами Porsche», — заключил Субботин.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх