На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

360

162 276 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Чему радоваться по нижению уровня воды в Оренбурге и вал воды  пошел ниже по течению затопляя населенные пункты.... РВСНУровень реки Урал...
  • Юрий Зубрин
    Есть ли решение вопроса ?Наверное есть -в плен не брать ....РИА «Новости»: в ...
  • Alexandr Tokarev
    🤣😂😂🤣🤣Глава РСПП Шохин:...

Вход бесплатный, выход — за деньги. Как Тинькофф банк зарабатывает на «антиотмывочном» законодательстве

После ужесточения антитеррористического законодательства банки обязали отслеживать сомнительные транзакции своих клиентов. Один из клиентов Тинькофф банка после блокировки счета решил отказаться от услуг компании. Но все оказалось не так просто: за закрытие счета с него удержали комиссию 20%.

Комиссия 700 тысяч

Екатеринбургская компания «Русдор логистик», купившись на рекламу, открыла счет в Тинькофф банке. Фирма работает с нефтяниками, суммы через расчетный счет проходят немалые, рассказал «360» замгендиректора Филипп Жигулин.

«В первый же день столкнулись, что из двух миллионов мы можем воспользоваться в месяц, обратите внимание в месяц, 100 тысячами рублей. Но потом мы предоставили договор и нам дали перевести деньги», — написал он в отзыве на портале banki.ru.

После того, как на счет поступили еще четыре миллиона рублей, банк, ссылаясь на «антиотмывочный закон» 115-ФЗ, заблокировал все операции со счетом компании. Логисты старательно отсканировали договоры, подтверждающие чистоту переводов, и выслали банку.

Но представители кредитной организации в возобновлении обслуживания отказали, потребовав закрыть счет.

«Ну ладно, пойдем обратно в наш родной банк, но нет, они говорят мы удержим комиссию 20%, а это 700 с лишним тысяч рублей. Обоснование было, что мы не предоставили или предоставили документы в ненадлежащем виде или не в срок. Я, конечно, все понимаю, но как можно неправильно отсканировать три договора?» — удивился клиент.

Почти за неделю вопрос с возвратом 20%, которые «Тинькофф» все же забрал, так и не решился, пояснил Жигулин. По его словам, в банке даже не понимают, чего хотят от них логисты. Поэтому сейчас компания готовит иск в суд.

«Это не наша ошибка, вернее даже не ошибка. Просто банк-мошенник наживается на том, что ворует деньги у нормальных граждан. Банк, думаю, не захочет с вами общаться, разглашать вам какие-то данные. Если мне не говорят, то вряд ли скажут вам. Банк считает, что мы предоставили документы в ненадлежащем виде», — добавил мужчина.

К моменту публикации материала на запрос «360» в пресс-службе Тинькофф банка не ответили, написав лишь, что «разбор деталей по конкретной компании потребует определенного времени, вернемся с комментарием до конца рабочего дня».

Upd: После публикации статьи, вечером 7 марта, представитель банка все же предоставил комментарий «360». «Документы клиентом были предоставлены не в полном объеме, на основании тех документов, которые предоставил клиент, банку установить прозрачность проводимых операций не удалось», — сообщили в пресс-службе.

На вопрос о 20-процентной комиссии в банке ответили следующее: «Процент удержания в таких случаях фиксирован и не зависит от суммы доступного остатка средств на счете клиента».

«Тинькофф Банк всегда готов дополнительно рассмотреть документы, непредставленные клиентом по запросу банка в рамках Методических рекомендаций № 29-МР от 10.11.2017. „…“ Банк готов пересмотреть решение при предоставлении полного комплекта документов и подтверждения реальности проводимых операций», — добавили в пресс-службе.

«Неосновательное обогащение»

К счастью, нередко суды встают на сторону клиентов. Вот, например, решение арбитражного суда Москвы по иску ООО «Уралрезерв» все к тому же Тинькофф банку. 19 апреля компания перевела чуть более 12,1 миллиона рублей на счет ИП Устюгов Александр.

На следующий день компании ограничили дистанционное обслуживание и запросили ворох бумаг, которые нужно было предоставить в течение одного рабочего дня. Каким-то чудом истец, хотя и позже поставленного срока, документы предоставил, но это не помогло. Банк потребовал закрыть счет и удержал почти 1,6 миллиона рублей в качестве 15-процентной комиссии.

Суд признал действия Тинькофф банка неправомерными и постановил вернуть «Уралрезерву» комиссию, проценты за пользование чужими денежными средствами и прочие расходы. Но отказался признать недействительным пункт 5.9. «Условий комплексного банковского обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой» об установлении комиссии.

«Полная безнаказанность»

В 2017 году на деньги попал житель Челябинска, сообщается на сайте занимавшейся его делом консалтинговой компании. В его случае перевести сумму с заблокированного счета было нельзя. Пришлось отправлять «гонца» в Москву. При снятии «Тинькофф» списал 10% — 130 тысяч рублей комиссии, и мужчина подал в суд.

Ведущий специалист, юрисконсульт консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Гюзель Аббасова, занимавшаяся этим случаем, рассказала «360», что в их компании иск к Тинькофф банку был единичным. Но после публикации истории дела на сайте примерно раз в неделю им звонят такие же пострадавшие. Из-за этого у нее сложилось впечатление, что в кредитной организации «обнаглели» и верят в «полную безнаказанность», зарабатывая на «антиотмывочном законе».

«По-прежнему Тинькофф банк как наваривался на этой комиссии, так и продолжает это делать. Я бы провела такую параллель с „антиотмывочным законом“: не исключено, что банк на этом зарабатывает. Они подразумевают, что платежи, которые они заблокировали, подпадали под действие 115-ФЗ. С клиентов берут 20% и спокойно живут на них. Хотя это не более, чем наши предположения», — заявила юрисконсульт.

В своем споре Аббасова доказывала незаконность действий банка о включении в свой тариф определенной комиссии. В итоге суд иск удовлетворил, правда, не по нормативному обоснованию юриста, а по другим основаниям.

«Я считаю, пока никто незаконность этих действий им не предъявит, они продолжат взимать такую комиссию. Поэтому пострадавшим правильнее было бы объединиться и обратиться с коллективной жалобой в прокуратуру», — подчеркнула юрисконсульт.

Правда, со времени того спора Тинькофф банк внес небольшие изменения в документацию, которую подписывают клиенты. Также были внесены поправки в закон 115-ФЗ об отмывании доходов. Однако юрисконсульт уверена, что на права вкладчиков это никак не влияет.

«Это кошмар. Мне все это время люди звонят — у кого-то 60 тысяч рублей „ушли“, у кого-то миллионы. Звонили люди, которые потеряли небольшие суммы, но для них, увы, наши услуги были не по карману», — заключила Аббасова.

«Злоупотребляет правом»

Профессор кафедры правового регулирования экономики и финансов Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Анатолий Селюков сообщил «360», что подобные случаи можно «легко опротестовать», даже если условие о комиссии прописано в гражданско-правовом договоре об открытии счета. В целом же подобные действия — не что иное, как ущемление прав клиентов. По его словам, нельзя «отдельную акцию распространять на другие виды отношений». А блокировка и требование закрыть счет — разные виды правоотношений.

«Вторая векторная точка — основания. Обоснованно они это делают или все это просто произвол. Правовые отношения предполагают обоснованность, равенство, неущемление интересов другой стороны. А здесь происходит явное ущемление интересов клиентов», — добавил Селюков.

Кроме того, эксперт считает нелишним проверить перспективы Тинькофф банка. Он напомнил, что ранее нечто похожее происходило перед закрытием некоторых крупных российских банков.

Не есть ли это практика того, чтоб в конечном счете бросить клиентов, закрыть банк, деньги перевести на зарубежные счета или спрятать их?

Анатолий Селюковпрофессор РАНХиГС.

После того, как банки обязали отслеживать сомнительные операции, считает профессор, некоторые кредитные организации начали «злоупотреблять этим правом», как это произошло в описанных выше историях.

«В данном случае видно злоупотребление со стороны банка. Необходимо вмешательство государства, чтоб уравнять не только права, но и последствия для каждой стороны», — заключил он.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх