Русские танки в Рудных горах. Достоинства и провалы военного блокбастера «Т‐34»
Лязг гусениц и оглушительный звон ударов снарядов, отраженных броней, танковые засады и дуэли — весь этот арсенал переживаний игрока в «World of Tanks» хочется перенести на экран, приперчить военно-патриотическим драйвом, а после получить переполненные кинозалы и сумасшедшие кассовые сборы. Но почему-то получается не очень.
Фильм «Т-34», вышедший на широкий экран в первый день 2019 года, — уже третья за последние месяцы попытка нашего кино раскрыть танковую тему. Сперва был гламурный сталинистский водевиль Кима Дружинина «Танки», с треском провалившийся в прокате. Затем последовал «Несокрушимый» Константина Максимова, и вновь провал, хотя и не такой трескучий, но несомненный — фильм снова не вытянул даже своего бюджета.
Третья попытка танкового прорыва — «Т-34» Алексея Сидорова — имеет все шансы на успех. Ей выделен лучший из возможных прокатных периодов — новогодние праздники, когда даже сильный конкурент в виде возвратившейся к новому поколению Бэнксов суперняни Мэри Поппинс не помеха — в конечном счете времени достаточно, чтобы сходить на оба фильма. Однако бюджет картины настолько впечатляющий — 600 миллионов рублей, что, чтобы его оправдать, ленте следует прыгнуть «выше головы». А получится ли это, пока сказать трудно. На каждое достоинство «Т-34» приходится крупный недостаток, и прием зрителя восторженным точно не будет.
Начинается фильм со сцены нелепой, но эффектной — грузовичок-полуторка с прицепленной полевой кухней, петляя уходит от немецкого танка, используя идеальное знание лейтенантом Ивушкиным в исполнении Александра Петрова хронометража и баллистики немецких танковых пушек. Отдает это все некоторой клюквенностью, но разве кто против клюквы, если она веселая и наша?
Затем следует великолепный бой за подмосковную деревню между одинокой тридцатьчетверкой Ивушкина и немецким танковым взводом под командой гауптмана Ягера, обросшего бородой, что твой капитан «Старик» из культового немецкого фильма «Подводная лодка». Бой снимался на родине маршала Жукова в деревне Стрелковка, где построили специальные декорации, включая церковь с колокольней (правда, какого-то западноевропейского типа) и действительно смотрится великолепно. Правда, не оставляет вопрос — как бы все вышло, если бы Ивушкин не закончил ударом по немецкому командирскому танку, а начал с него, тем самым обезглавив противника.
Так или иначе, после боя лейтенант Ивушкин оказывается в плену, в концлагере на территории Германии. Нам показывают своего рода «Собибор» здорового человека, лишенный характерного для фильма Хабенского нездорового эстетства. И вот в 1944 году в дурную голову все того же Ягера приходит мысль потренировать немецких танкистов на «живой» русской тридцатьчетверке с хорошо подготовленным экипажем. Ивушкину предоставляется второй шанс — он и его танк вырываются с немецкого полигона и… устремляются к чехословацкой границе. Почему пересечение границы протектората Богемии и Моравии должно принести свободу советским военнопленным, не сообщается. На деле в протекторате царил более жесткий оккупационный режим, чем в Германии. Чтобы оказаться среди своих, следовало уйти гораздо дальше — в Словакию, где как раз разгорелось антинацистское восстание, в котором принимали участие и три тысячи освобожденных советских военнопленных. Но как раз о Словакии в фильме не говорится ни слова.
Главное достоинство «Т-34» — искренне переживаешь за наших. Александр Петров вообще отличный актер, и роль в доску своего героя ему удается просто великолепно. Танковые бои — эффектны, хотя их изрядно портит «замедленная съемка», фирменный знак плохой режиссуры и операторской работы. Ребята, мы кино пришли смотреть, а не мультик.
Но эти достоинства фильма отягощаются его продолжительностью. Больше двух часов без всякой на то художественной надобности. Такое ощущение, что гонорары съемочной группы были привязаны к метражу пленки. В результате значительную часть фильма занимают картины верхненемецкой природы и совершенно необязательные сцены, вроде радостного купания героев в тюрингском озере. Ленту вполне можно усушить вдвое без всякой потери для смысла.
Изрядно раздражает довольно навязчивая коммунистическая пропаганда, которая явно превышает надобности, необходимые для передачи атмосферы эпохи. Допустим, фраза «Я тебя как Сталина ждал» звучит реалистично. Действительно, в каждой советской школе был потрет Ленина, но бесконечно фиксировать на нем камеру смысла нет. Но ответ «Служу трудовому народу!» в 1941 году уже не по уставу — с 1937 года говорилось «Служу Советскому Союзу!». А фраза «Знать как Интернационал» вместо исторического русского фразеологизма «Знать как Отче наш» звучит просто-таки нелепо: ни тогда, ни впоследствии ни один из советских гимнов наизусть знали отнюдь не все.
Если сцена, как русский танк подъезжает, пугая немецких фрау, на автобусную остановку и забирает Ирину Старшенбаум, выглядит абсурдно, но хотя бы смешно и символично, то полное недоумение производит «захват» русским танком немецкого городка с ограблением немцев на капусту, морковку (где уж тогда колбасы и ветчина?), католическую икону и совсем уж неуместное в тех обстоятельствах пиво. Выглядит это слишком серьезно для комедии и слишком по-шутовскому для серьезных действий беглецов в серьезных обстоятельствах. А значительной частью зрителей будет прочитано как отсылка к фальшивой теме «русского мародерства» в Германии-45.
Ну, а главное — по сути ложной является основная идея фильма, состоящая в том, что немец Ягер, этакий наследник старой рыцарской культуры, упорно хочет устроить «турнир» и «дуэль» с русским лейтенантом, а тот фактически пользуется проявляемым немцем «благородством», так как живет в абсолютно неигровой вселенной и вообще не рыцарь, а обычный крестьянин.
Этот мотив — излишне аристократичный и игровой немец, которого обдуривает практичный русский (или американский) «вахлак» — встречается в современном кино о Второй мировой постоянно. И это глупость несусветная. Нацисты не были «рыцарями», они не устраивали «дуэлей». Никакой штандартенфюрер СС не стал бы бросать перчатку русскому лейтенанту и устраивать нелепую дуэль на мосту, в которой вместо поражения вражеского танка с одного выстрела он пытается «поиграть». Он сразил бы тридцатьчетверку Ивушкина с первого же выстрела, если бы смог… И уж тем более не стал бы красиво добровольно падать в пропасть.
Можно понять желание кинематографистов придать военной игре больше благородства, чем было в ней на самом деле. Но поскольку кино о Войне — это не только искусство, но и, прежде всего, патриотическое воспитание, то незачем морочить нашей молодежи головы заведомыми мифами. Никто с нами в рыцарский турнир играть не будет, и рассчитывать на это нельзя. Нацисты считали русских недочеловеками и никаких соглашений не исполняли и исполнять намерены не были. И полагаться русскому солдату на благородство эсесовца (пусть и с целью его перехитрить) было бы глупо. А выставлять русских, злоупотребляющими мнимым «доверием» врага — и вовсе вредная установка. Такова главная «идейная» претензия к фильму.
К сожалению, из киноработ последнего времени о Великой Отечественной Войне ни одна высокобюджетная постановка так и не дотянула до малобюджетного народного фильма «28 панфиловцев» ни по четкости патриотической идеологии, ни по ясному рисунку военного фильма. Русского ответа американской «Ярости» снова не получилось. И подвиги наших танкистов, реальные подвиги, такие как действия танковой бригады Катукова осенью 1941 года и дальнейшие действия танковой армии этого легендарного военачальника до сих пор остались не воспеты. Хотя можно было бы, к примеру, экранизировать прекрасные высокохудожественные книги комиссара катуковцев Николая Поппеля, в особенности «Танки поворачивают на Запад».
Но при всем при этом, выходя из зала, о потраченном на «Т-34» времени не жалеешь (хотя, повторюсь, его вполне можно было урезать минут на 40), а многие даже аплодируют, несмотря на то что фильм про танкистов почему-то завершается песней «А мы с тобой, брат, из пехоты…». Поддержать отечественное кинопроизводство можно и нужно, посмотреть этот фильм — интересно. Жаль, что пересматривать вряд ли захочется.
Свежие комментарии