На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

360

162 275 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Дудка
    Турок зарвалсяЭрдоган назвал пр...
  • Иван Иванов
    ТОЛЬКО ТАК!!!!!!!!!!!!!!!!!!Юрист Павлов: отв...
  • Svetlana Kuzmina
    Да к гадалке не надо ходить и так ясно, что Зелю уберут, как говорил один персонаж фильма: "Он слишком много знал..."...Бывший подполковн...

Гибель подлодки «Курск». Что осталось неизвестным спустя 18 лет после трагедии

Со дня гибели атомной подлодки «Курск» прошло 18 лет. 12 августа россияне вспоминают 118 моряков, которых не удалось спасти. «360» пообщался с экспертами и выяснил, на какие вопросы о произошедшей трагедии мы до сих пор не получили ответа.

Трагедия «Курска» стала одной из самых масштабных в послевоенной истории отечественного флота, уступая по числу жертв только двойной аварии на советских подлодках Б-37 и С-350 в 1962 году. Спасательная операция длилась десять дней, но когда подлодку в конце концов «распечатали» в живых там уже никого не осталось.

Что произошло?

Согласно официальной версии, 12 августа 2000 года в 11:28 по Москве в Баренцевом море взорвалась торпеда 65-76А, которая была на борту «Курска». Взрыв повлек за собой детонацию остальных торпед в первом отсеке подлодки. Как полагает следствие, первый взрыв возник из-за утечки водородной смеси, которая прошла сквозь микротрещины на корпусе. Их появление объяснили «нештатными процессами».

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/08/9702_111.JPG
Источник фото: Youtube

Крейсер «Петр Великий» с помощью гидроакустической аппаратуры обнаружил «Курск» 13 августа в 04:51. Подлодка опустилась на морской грунт на глубину в 108 метров.

Существуют и альтернативные версии случившегося. Например, капитан первого ранга Михаил Волженский, который инспектировал подлодку до ее спуска на воду, и командующий флотом Вячеслав Попов считали, что АПЛ столкнулась с иностранной подлодкой. «Скользящий удар горизонтальных рулей мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“», — отмечал Волженский.

Третью версию во время расследования причин аварии выдвинул занимавший тогда пост вице-премьера Илья Клебанов. По его мнению, «Курск» мог напороться на противокорабельную мину времен Великой Отечественной войны, в результате чего произошла детонация снаряда. Однако, как подсчитали позднее эксперты, даже небольшого атомного взрыва не хватило бы, чтобы отправить «Курск» на дно. По этой причине данную версию признали несостоятельной.

«Курск» выпустил ракету сам в себя, считает независимый технический эксперт Юрий Антипов, который общался с норвежскими участниками спасательной операции. По его словам, в те дни подлодка испытывала новую торпеду-ракету «Шквал». Она идет со скоростью более 500 километров в час и, один раз нацеленная, она становится неуправляемой. По мнению Антипова, ракета отрикошетила от своей цели и стала стремительно приближаться обратно к АПЛ. Капитан подлодки, видимо, обнаружил это и отдал приказ на экстремальное погружение на дно, чтобы ракета прошла над кораблем, но подлодка не успела выполнить маневр.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/08/9703_222.JPG
Источник фото: Youtube

В подтверждение своей версии эксперт привел тот факт, что при подъеме «Курска» винты были сняты — это говорит о том, что, ложась на дно, АПЛ работала на максимуме. Кроме того, на фотографиях останков подлодки видна характерная пробоина, края которой оплавились не с внутренней, а с внешней стороны подлодки.

«Все обнаруженные мною факты однозначно показывают, что никакого столкновения с другой подлодкой, никакого взрыва торпеды внутри АПЛ не было», — сказал он в комментарии «360».

Гонка со временем

Как только «Курск» был обнаружен, сразу возник вопрос: как оперативно поднять экипаж на поверхность. Известно, что на борту тогда оставались в живых 23 человека. Они не знали, что стало причиной крушения, а на их стуки в других отсеках подлодки никто не отвечал.

«У одного из погибших моряков в руках была инструкция по выходу из затонувшей подлодки. Из отсека, где они находились, выход на поверхность возможен. Там есть спасательный люк. Ты наверх всплыл, поддул гидрокомбинизон и плаваешь. Но это в Черном море плавать хорошо, а в Баренцевом — нет. Ты охладишься до температуры воды, еще плюс ветер и волны — тебя унесет, и никто больше никогда не найдет. Поэтому они ждали помощи и готовились к выходу на поверхность», — рассказал «Комсомольской правде» капитан первого ранга Игорь Курдин.

По официальным данным, выжившие после взрыва моряки погибли в течение первых семи-восьми часов после детонации торпед. Однако во время спасательной операции водолазы сообщали о «продолжающихся стуках», которые были слышны изнутри «Курска». Кроме того, в вахтенном журнале «Петра Великого», находившегося возле место ЧП, говорится, что последние звуки изнутри подлодки были еще слышны 14 августа в 11:08, а это почти двое суток с момента катастрофы.

Когда о произошедшем узнал весь мир, британские и норвежские флоты предложили российской стороне помощь, но вначале получили отказ. С 13 по 15 августа спасательные работы велись лишь силами Северного флота, были задействованы разные виды подводных аппаратов, однако все попытки оказались безуспешными. В ВМФ неудачу объяснили сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды и большим креном «Курска».

Днем 16 августа Москва официально запросила помощь у Лондона и Осло. Через два дня пресс-служба ВМФ России назвали ситуацию «закритической». Зарубежные спасатели успели прибыть на место ЧП лишь 20 августа. На следующий день норвежским водолазам наконец удается вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ. Весь экипаж подлодки признали погибшим.

Вопросы без ответа

По закону, через 30 лет после ЧП может быть создана комиссия, которая решит: снимать ли с документов гриф «секретно» или нет. В отношении «Курска» это может произойти даже раньше, если будет принято соответствующее решение правительства, говорил три года назад начальник центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков.

Однако большинство экспертов сомневаются, что гриф «секретно» будет снят даже в обозримом будущем.

«Это связано, в том числе, с конструктивными особенностями АПЛ. Ведь подлодки этого типа стоят на вооружении и сегодня. Полностью все документы запускать в свободный просмотр не будут», — сказал «360» писатель и капитан первого ранга Владимир Шигин.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/08/9704_RIAN_2262719.LR.ru.jpg
Источник фото: РИА Новости

По его словам, довольно много вопросов тем не менее остаются без ответа. Прежде всего они касаются причин детонации первой торпеды.

«До конца непонятна причина первого взрыва. Что там произошло? Техническая неготовность? Или торпеда была повреждена во время погрузки — но тогда почему этого не заметили на подлодке?» — отметил эксперт. По его мнению, разгадка осталась на дне Баренцева моря — там до сих пор лежат останки первого отсека. Как пояснил капитан, он сильно покорежен. К тому же были подозрения, что там могут находиться неразорвавшиеся элементы.

Шигин также добавил, что мало внимания уделено 23 членам экипажа, которые продолжали бороться до самого конца. «Очень многое почему-то осталось на кадром. А ведь они героически передвигались из одного заполняемого ледяной водой отсека в другой. Среди них были раненые — моряки со сломанными ногами. Мало говорят и о причине их гибели: по всей видимости, они уронили в воду аппарат регенерации кислорода. Произошла реакция — новый взрыв — и все они мертвы. А так, кто знает, может, продержались бы еще дольше», — подчеркнул он.

Технический эксперт Юрий Антипов добавил, что плохо была проведена сама спасательная операция. «Была очень большая затяжка по времени. Даже когда норвежские корабли прибыли на место, их еще сутки не подпускали к „Курску“. Почему — большой вопрос. А пустили их лишь тогда, когда уже шансов спасти подводников почти не было», — отметил эксперт.

То, что случилось, весь мир будет помнить всегда, уверен Шигин. «Это трагедия национального масштаба. Слава богу, они достаточно редки. Не сомневаюсь, что мир будет помнить о произошедшем, будут издаваться книги, появляться новые версии. Интерес к „Курску“ не угаснет никогда», — заключил капитан.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх