На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

360

162 276 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Чему радоваться по нижению уровня воды в Оренбурге и вал воды  пошел ниже по течению затопляя населенные пункты.... РВСНУровень реки Урал...
  • Юрий Зубрин
    Есть ли решение вопроса ?Наверное есть -в плен не брать ....РИА «Новости»: в ...
  • Alexandr Tokarev
    🤣😂😂🤣🤣Глава РСПП Шохин:...

«Кликни, чтобы молиться». Исказит ли суть веры цифровизация религии

Цифровые технологии проникли во все сферы нашей жизни. Религия не исключение. 20 января Папа Римский Франциск представил интернет-сервис для верующих Сlick To Pray («Кликни, чтобы молиться»). Различный религиозный софт существует для православных, мусульман, буддистов и представителей других конфессий. «360» узнал у экспертов, не являются ли такие инновации искажением истинности веры.

О новой платформе для молитв глава католической церкви рассказал во время воскресной проповеди на площади Святого Петра. Ресурс состоит из сайта и приложения для смартфонов с iOs и Android, сообщает новостное издание Ватикана Vatican News.

Click To Pray — это платформа, приглашающая к совместным молитвам верующих со всего света. Сервис работает на шести языках: итальянском, испанском, английском, португальском, французском и немецком.

«Сервис Click To Pray станет официальной молитвенной платформой для Всемирного дня молодежи 2019 года, который пройдет в Панаме с 22 по 27 января 2019 года. Для этого мероприятия на платформе есть специальные мультимедийные разделы для молитвы и сочетания молитв Розарий Мира», — отмечается в сообщении.

Ресурс состоит из трех основных разделов: «Молись с Папой», с ежемесячными молитвенными наставлениями Франциска о миссии церкви и вызовах, стоящих перед человечеством. «Молись каждый день» и «Молись в Сети», с помощью которого пользователи, в том числе и сам Папа, могут делиться молитвами друг с другом.

Кроме этого, уже давно существует множество приложений и онлайн-сервисов для представителей различных конфессий: электронные молитвословы и календари, детские игры и викторины с библейскими героями, аудиомолитвословы, нередко включающие в себя встроенные покупки. И это все, не считая онлайн-приемных храмов, религиозных форумов и групп, и публикаций священнослужителей-блогеров.

Некоторые приложения уже вызывали недовольство РПЦ. Так, например, в 2014 году Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь запустил приложение «iТребы», с помощью которого можно было удаленно заказывать и оплачивать молитвы «За здравие» и «За упокой». Экс-глава Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин раскритиковал идею, заявив, что лучше сходить в храм и заказать все офлайн. С тех пор приложение для iPhone не обновляли, а для смартфонов с Android оно так и не вышло.

Существуют и другие «странные» религиозные приложения. Например, PrayerMate позволяет подсчитать, сколько раз и за кого вы помолились, и поставить себе напоминалки. Католическое The Sanctuary App — виртуальное посещение собора. В нем можно зажечь свечу за упокой, спеть псалмы или помолиться и выложить трансляцию в Twitter или Facebook. Buddhist Meditation — буддистское приложение для медитации со встроенным таймером.

Скромнее всего выглядит мусульманский софт для смартфонов. В основном это сборники молитв, философских текстов и новостей и компасы для определения сторон света при намазе.

Интернетом религию не испортить

Историк и религиовед Сергей Фирсов пояснил «360», что любые крупные конфессии используют плотно вошедший в нашу жизнь интернет, чтобы популяризировать свои знания или предоставлять верующим информацию о себе.

«Это совершенно нормально. Но в разных религиях есть по-разному относящиеся к интернету люди. Есть те, кто его не признает. Но в цивилизованных странах большинство верующих его используют», — сказал он.

Фирсов исключил вероятность искажения сути веры из-за использования современных технологий. По его словам, создавать ресурсы могут и далекие от религии люди. Но их заполняют официальными церковными документами те, кто разбирается в вопросах веры. Также эксперт исключил, что в будущем вера и религиозные обряды могут свестись к нажатию кнопок «поставить свечку» или «заплатить за требу».

«Сомневаюсь. Интернет, безусловно, сможет облегчить знание по той или иной религиозной традиции или поможет сделать пожертвование. Но, например, православные верующие или католики все равно не смогут причаститься по интернету. Все равно придется идти в храм или вызывать к себе священника», — сказал религиовед.

В целом, по его мнению, интернет во многом даже помогает прихожанам. Например, человек малообразованный может не «бороться» с текстом какой-нибудь священной книги, а прослушать аудиокнигу. Или прочесть популярную лекцию и прояснить для себя непонятные моменты.

«Религия и современные технологии абсолютно успешно взаимодействуют, если мы говорим о крупных и распространенных религиозных системах. Сомневаюсь, что это актуально для африканских государств, некоторых стран Латинской Америки или Индии. А для развитых стран, где интернет стал частью жизни, это нормально», — заключил Фирсов.

Интернет — хорошо, «чернота душ» — плохо

Протоиерей Всеволод Чаплин подтвердил «360», что российские верующие нередко договариваются в интернете о коллективной молитве. Как правило, такие обращения к Богу не личные, а всенародные. Некоторые прихожане и священники критикуют такие молитвы, и отчасти Чаплин разделяет их убеждения, например, о коммерческой составляющей. Речь идет не о пожертвованиях на сайтах монастырей, а о сборе средств на поминальные записки в подобного рода агрегаторах. Или о каких-либо обещаниях взамен на пожертвование.

«И очень важно, чтобы такая молитва удаленных друг от друга людей не подменяла богослужение в храме. Мы созданы из души и тела — и важно и физически находиться рядом. К тому же в интернете нельзя причаститься и исповедаться, креститься, венчаться и так далее. А вот в дополнение к храмовому богослужению коллективная молитва важна», — добавил протоиерей.

В приложениях, позволяющих виртуально побывать в церкви и выложить информацию о своем визите в соцсети, Чаплин не увидел ничего вредящего вере. Пользователь познакомится со святынями и обрядами, а для другого выложенные им сведения могут стать толчком к поездке в эту церковь.

Религиозные общины, особенно удаленные от мира монашеские, часто оказывались первыми испытателями технических новинок. А нередко сами их и придумывали. Поэтому, отметил Чаплин, неудивительно, что священнослужители используют новинки прогресса так же, как остальные люди. Для некоторых храмов, рассказал Чаплин, разработали специальную программу, выводящую текст молитв на экран прямо во время богослужений. Софт помогает прихожанам не только вслушиваться, но и вчитываться в молитвы.

«В 1997 году я был причастен к созданию первого в России официального церковного сайта. Тогда еще многие крупные компании и госучреждения своих сайтов не имели. Я знаю священнослужителей, которые перешли от книг к текстам, скачиваемым из интернета. Так что всякое бывает», — пояснил священник.

Официальная же позиция РПЦ по вопросу интернета, подчеркнул Чаплин, заключается в том, что любые технические новшества, помогающие людям, — это хорошо. А в том, что их используют в том числе и для неправедных вещей, виновата не Всемирная сеть как таковая, а «чернота человеческих душ».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх